27.01.2020     Комментарии к записи Упражнения для дикции взрослых и детей отключены
 

Упражнения для дикции взрослых и детей

Содержание1 Для чего нужна хорошая дикция2 Упражнения для дикции и голоса3 Развитие произношения у взрослых4…


Для чего нужна хорошая дикция

Поставленная дикция подразумевает отчетливое произношение слов и правильное расположение органов речи. Причина плохой дикции – врожденные дефекты речевого аппарата. Но причиной может являться и подражание речи других людей в детском возрасте. Но даже при плохом произношении улучшение возможно, если используются специальные упражнения для дикции.

Поставленная дикция помогает:

  • Достигнуть понимания. Если человек не занимался развитием речи, высказываемая им информация будет сложно восприниматься людьми, которые видят его впервые и не привыкли к особенностям произношения.
  • Произвести впечатление. Улучшение дикции помогает, когда необходимо показать себя с лучшей стороны. Пример – разговор с работодателем, который охотнее отдаст должность человеку с четким произношением.
  • Привлечь внимание. Если человек постоянно развивает свое произношение и голос, любая рассказываемая история будет восприниматься более охотно, чем при дефектах речи.

Упражнения для дикции и голоса

Существует 3 упражнения, которые помогают развить голос.Чтобы появился слышимый эффект, необходимо выполнять упражнения на протяжении нескольких месяцев. К таким упражнениям относят:

  • Произнесение гласных букв. Чтобы выполнить первое упражнение для формирования дикции, нужно поочередно произносить гласные звуки до тех пор, пока хватит дыхания. Произнося «и», «э», «а», «о» и «у», можно сделать голос более звучным. Работа над постановкой голоса происходит постоянно, так как во время перерывов даже на несколько дней эффект становится менее заметным.
  • Активизация области живота и груди. Для активизации области живота и груди необходимо с закрытым ртом произносить «м». Первое произнесение звука должно быть тихим, второе более громким, а в третий раз нужно максимально напрячь голосовые связки. Если работа над произношением и голосом происходит без выполнения данных упражнений, эффект снижается.
  • Произнесение слов с буквой «р». Также для постановки голоса произносится и звук «р», что также улучшает произношение. Для этого сначала стоит прорычать звук «рррр», а затем подряд произнести более десятка слов, содержащих букву р. Во время произношения буква должна выделяться. Такое упражнение поможет поставить голос и улучшить дикцию. Развить дикцию помогают и книги, если читать вслух.

Чтобы развить дикцию и добиться четкого произношения необходимо потрудиться. Только с помощью регулярных занятий и тренировок вы добьетесь ощутимых перемен.

  • Разминка. Зажимаем в зубах карандаш. Произносим короткую фразу примерно на 10 слов (не скороговорку). Вынимаем карандаш и произносим эти же слова без него. Мозг среагирует на значительное облегчение процесса, язык станет более гибким, звуки – более четкими.
  • Тренировка скороговорками. Выбирайте разные скороговорки, которые будут тренировать звуки: р, б, п, г, к, х, л, м. Каждый день отрабатывайте новый звук.
  • Пользуйтесь диктофоном во время тренировок. Прослушивание записи позволит понять, какие аспекты речи стоит улучшить, т.к. во время упражнений вы можете не заметить дефектов.
  • Тренируйте дыхание. Вбираете полную грудь воздуха, а на медленном выдохе произносите одну гласную или сонорную букву.

Перед упражнением со звуками, нужно четко проработать разминку и дыхательные упражнения.

Чтобы разработать голос перед произнесением скороговорок, можно, широко открыв рот, протянуть гласный. Затем плотно сомкнуть губы и протянуть звук м.

Растянуть губы, чуть-чуть открыть зубы и тянуть звук н.

Также можно громко прочитать стихотворение или спеть пару простых куплетов песни.

  • Произносите двойные согласные в словах: поддержать, оттолкнуть, подделать, подлинный, бессмертие и т.д. Отчетливо произносите обе согласные.
  • Трудные сочетания согласных: гбду, птба, гбда, птби, гбди, птбу, гбде.
  • Скороговорки на согласные: Карл и Клара, корабли лавировали, Грека и рак и т.д.
  • Автоматизация в прямых слогах: за, са, ча, ща.
  • Автоматизация в обратных слогах: аз, ас, ач, ащ.
  • Интервокальные слоги: озо, осо, очо, ощо.
  • Сочетания с согласными: зча, зща, сща, сча.
  • Скороговорки на эти звуки: у маленького Сани сани едут сами; Соня Зине принесла бузину в корзине; точь-в-точь, как мать в дочь; скворцы и синицы – веселые птицы.

Отработка звука ц

  • Аналогичная постановка звука с согласными и гласными, как в пункте выше.
  • Скороговорки на звук: циркач циркачке Зиночке подарил корзиночку.
  • Автоматизация звука в начале и конце слова: цыпленок, цыган, цирк/ ларец, отец, конец/ яйцо,  танцы, конница.
  • Постепенная автоматизация звука в коротких предложениях, добавление к предложениям по одному новому слову.

Игровая форма подходит для работы с детьми.

  • Имитация звуков животных, междометия. Цок-цок, ква-ква, тыг-дык, чав-чав, дзын-дзын.
  • Использовать стихи для дикции без сложных оборотов. Позже  можно добавить одно усложненное стихотворение.
  • Скороговорки для развития дикции в форме игры, ребенок повторяет действия, которые происходят в скороговорке.
  • Игровые скороговорки, например: «Он веселый трубочист, он трубы чистит, чистит. Кистью водит вверх и вниз, крепко сжаты кисти», – дети повторяют все произнесенное синхронно.

Прикрыла рот рукой

Используем аналогичные упражнения с интервокальными, прямыми и обратными слогами.

Скороговорки на данные звуки больше подходят для взрослых: водовоз воду вез из-под водопровода; белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел, а вот белка не бела, белой даже не была; хохлатые хохотушки хохотом хохотали; у Кондрата куртка коротковата; королева кавалеру подарила каравеллу.

Развитие произношения у взрослых

Развитие дикции взрослого человека отличается тем, что постановка звуков происходит гораздо сложнее. Когда человек привык произносить слова определенным образом, ему приходится изменять не только произношение, но еще и восприятие своей речи. Перед тем как улучшить дикцию, стоит рассмотреть основные виды упражнений.

Чтобы развить свою дикцию и голос, дикторы обычно используют следующие упражнения:

  • произношение скороговорок;
  • прослушивание своего голоса;
  • тренировка дыхания.

Чтобы научиться красивой речи при помощи скороговорок, стоит выбрать несколько таких фраз, предназначенных для развития произношения определенных звуков и выяснить, какие из них произносятся труднее. Именно на них и стоит сконцентрировать свое внимание. Важно проговаривать такие фразы регулярно, чтобы речевой аппарат привык к правильному произношению. Работа над собой подразумевает выполнение упражнений каждый день.

Распространенная проблема – нехватка дыхания во время произнесения длинных фраз. Это становится заметно во время публичного выступления. Для избавления от такой проблемы применяется метод тренировки диафрагмы. Одно из упражнений на дикцию заключается в том, чтобы тянуть гласный звук на выдохе как можно дольше.

При регулярном выполнении упражнений результат проявляется уже через несколько дней. Но чтобы сохранить эффект, нужно делать все перечисленное постоянно. При этом стоит использовать и книги, которые предназначены для развития речи.

Тренировка дыхания

Артикуляционным аппаратом называется наш физиологический речевой комплекс: губы, язык, зубы, небо – все, что отвечает за создание звуков. Часто под развитием артикуляции подразумевают произнесение скороговорок, но это совсем неправильный подход. Мы развиваем физиологию, поэтому упор будем делать на следующие аспекты.

  • Челюсть. Ставим руки локтями на стол, ладони сжимаем в кулаки. Кладем подбородок на кулаки, подпирая голову руками. Начинаем медленно вдавливать голову в руки, делая незначительные круговые движения. Челюсть должна испытывать давление. Затем мы, стоя или сидя, двигаем челюсть в разные стороны.
  • Щеки. Втягиваем и раздуваем щеки попеременно; гоняем воздух от одной щеки к другой, надуваем их; как бы выталкиваем воздух из губ, но при этом держим губы замкнутыми – они должны надуться.
  • Нёбо. Активно и широко зеваем; водим языком по небу от зубов до мягкого неба; имитируем горловое полоскание.
  • Губы. Широкая улыбка попеременно с сведением губ в плотную трубку; жевание губ (мягкое); двигаем плотно сомкнутые губы в разные стороны; попеременно обнажаем верхние и нижние зубы; делаем «лошадиное» фырканье.
  • Язык. Вращаем его во рту, обводя зубы и щеки; жуем язык; тянем язык до подбородка и носа; складываем трубочкой и тянем через него воздух.

Дыхание также требует выполнения несложных упражнений, чтобы речь была грамотно поставленной.

  • Медленно вдыхаем через маленькое отверстие в губах, мысленно произносим подготовленное четверостишие. Повторяем упражнение с ходьбой/бегом/прыжками/любой другой деятельностью.
  • Стоя прямо с наклоном корпуса вперед, возвращаемся в исходное положение протягивая сонорные звуки.
  • Стоя прямо, поднимать одну ногу в колене на глубоком вдохе, опускать – на выдохе. Повторять попеременно разными ногами.
  • Втягиваем живот, набирая полные легкие воздуха. Медленно выталкиваем живот с воздухом, протягивая согласный звук.

Она включает себя упражнения по улучшению функционирования артикуляционного аппарата и задания на развитие тех или иных звуков.

Разминку можно использовать приведенную выше. Дополнительно можно сделать упражнения:

  • Лопата. Слегка улыбнуться, вытянуть язык вперед, положить его кончик на нижнюю губу. Стенки языка упираются в уголки рта.
  • Качели. Вытянув язык, касаться им верхней и нижней губы попеременно.
  • Произносить заднеязычные звуки с гласными: га-га-га, ко-ко-ко, ха-ха-ха.

Эти звуки называются шипящими, и у них есть особенности произношения. Чтобы развить эти звуки, нужно гиперболизировать их произношение:

  • Ш. Губы вытягиваем вперед, округляем,  создаем маленькую щель между зубов. Приподнимаем кончик языка, опускаем его спинку, но совсем немного – язык образует чашечку. Боковые части языка вжаты в коренные зубы. Выталкиваем воздух.
  • Ж. Создаем то же положение, что и в первом пункте. но плотнее смыкаем зубы и прижимаем щеки.

Это заднеязычные звуки.

  • К. Опускаем кончик языка, отодвигаем его от зубов. Спинка языка плотно выгнута и образует щель между небом. Происходит выталкивание воздуха.
  • Г. Аналогичным образом, но кончик языка упирается в нижние зубы.
  • Х. Аналогично, но задняя часть языка образует более широкую щель.

Текст для развития дикции

Для развития правильного произношения существуют тексты, которые составлены по тому же принципу, что и скороговорки. Обычно они объединяют несколько скороговорок для развития разных звуков. Это означает, что для коррекции дикции не нужно искать тексты. Для тренировки достаточно найти скороговорки для постановки всех звуков, и объединить их в единое целое.

Развить дикцию помогает и выразительное чтение художественной литературы. Записав свое произношение на диктофон, легко определить, какие звуки произносятся неверно.

Самая длинная скороговорка

не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали;

но грех — не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла;

цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел;

Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал:

  1. Перед скороговоркой выполняем дыхательные и артикуляционные упражнения.
  2. Скороговорка должна быть выучена, чтобы не было заминок.
  3. Для детей лучше использовать стихи для развития дикции.
  4. Детская скороговорка не должна быть длинной.
  5. Все слова в скороговорке должны быть понятны.
  6. Скороговорка делает акцент на проблемные звуки.

Для ребенка:

  • Учитель произносит скороговорку быстро и четко, ребенок внимательно слушает.
  • Учитель произносит ее медленно, чтобы ребенок услышал каждое слово.
  • Учитель и ребенок повторяют ее, постепенно ускоряя темп. Когда ребенок запинается, тогда стоит снова повторять медленно.
  • Ребенок повторяет ее сам.
  • Ребенок повторяет ее быстрее.

Можно играть: повторять действия из скороговорки; произнести скороговорку, поворачиваясь вокруг своей оси или подкидывая мячик.

Правила для взрослых упрощены, т.к. взрослый может заниматься со скороговоркой сам:

  • Медленное произнесение скороговорки.
  • Постепенное ускорение до первой осечки.
  • Повторение снова с медленного темпа.
  • Продолжать упражнения, пока скороговорка не будет выговорена идеально на быстрой скорости.

Молчал, да вымолчал; горячи калачи, калачи горячи; синичка – воробью сестричка; рябина, рябиночка – родимая кровиночка; черной ночью черный кот прыгнут в черный дымоход; пират чертенка видит из бочонка.

Дробью по перепелам да по тетеревам; корабли лавировали лавировали, да не вылавировали; корольчорел; интервьюер интервента интервьюировал; во мраке раки шумят в драке; а мне не до недомогания; на горе Арарат рвала Варвара виноград.

Упражнения для улучшения дикции взрослых несколько отличаются от детских. Взрослые могут делать это без учителей.

Гимн одним нагим ногам; в Чите речка течет Читинка; цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; прецедент с претендентом; Клара-краля кралась к Ларе; Достоевский доставал диски и доски; беспечность любит обеспеченность.

Мы рассмотрели, как улучшить дикцию. Только комплексный подход и систематические занятия принесут успехи в этой области.

Как улучшить дикцию за короткий срок

Упражнения для дикции взрослых и детей

Иногда выполнять упражнения для тренировки произношения не получается из-за нехватки времени. В таких ситуациях используется артикуляционную зарядку. Она состоит из нескольких простых упражнений:

  • Перемещение челюсти вперед и назад. При таких действиях рот находится в открытом положении.
  • Произнесение гласных о, у и ы. Делать это нужно в наклоненном положении, скрестив руки на груди. При этом голос понижается, а звук произносится протяжно. После очередного звука нужно подниматься в положение стоя, а затем выполнять наклон и повторять действие.
  • Движения языком. Хорошим упражнением для быстрого развития дикции является движение, при котором язык поочередно упирается в щеки. Делается это как с закрытым, так и с открытым ртом.
  • Прикосновения к зубам. Происходит выполнение этого упражнения с широко открытым ртом. Языком нужно поочередно прикасаться к каждому зубу, следуя по верхнему и нижнему ряду.

После выполнения таких упражнений на дикцию четкость произносимых фраз увеличивается, поэтому их часто используют люди, выступающие перед публикой.

Как исправить невнятную речь

Существуют курсы развития речи, предназначенных для дикторов. Они включают в себя не только упражнения для правильного произношения, но еще и советы, помогающие справиться с проблемами, возникающими во время публичного выступления. Программы таких курсов состоят из нескольких уроков:

  • правила артикуляции;
  • изучение основ правильного дыхания;
  • развитие диапазона и силы голоса;
  • правила построения интонации;
  • изучение орфоэпии;
  • освоение основ жестикуляции.

Курсы помогают научиться правильной технике произношения и преодолеть страх выступления перед аудиторией. Работа над собой подразумевает длительные занятия, поэтому этим занимаются дикторы.

Дефекты речи возникают из-за неправильного строения речевого аппарата или вследствие неправильного формирования звуков в детском возрасте. Первый тип дефектов исправляется только при помощи логопедов или стоматологов, если речь идет о неправильном строении зубов.

Исправить свою речь можно при помощи нормального расположения органов артикуляции во время разговора. При отсутствии отклонений в развитии организма проявляются дефекты:

  • сонорных звуков;
  • шипящих;
  • свистящих.

Возникновение таких дефектов происходит в результате даже небольшого отклонения органов речи от их естественного расположения. Для правильного произношения нужно знать, как правильно расположить губы, язык, мягкое небо и нижняя челюсть. Добиться этого можно только путем тренировок, ведь работа над исправлением речи подразумевает постоянное совершенствование.

Распространенным дефектом речи, который проявляется у людей с нормально развитым артикуляционным аппаратом, является невнятность. Она проявляется в проглатывании целых слогов во время разговора. Такой дефект формируется в детстве из-за неосознанного подражания окружающим. Чтобы от него избавиться, необходимо выполнять следующие упражнения для улучшения дикции:

  • Скандировать стихотворения, следя за ритмом. Выбирать следует произведения, которые читаются более трудно. В пример можно привести стихотворения Маяковского. Такая работа над собой поможет быстро исправить недостатки речи.
  • Часто произносить слова, в которых рядом стоят согласные. Например – контрреволюция. После составления таких слов следует их произносить несколько раз в день.

Это поможет исправить произношение всего за несколько недель.


Adblock detector